8 ступеней классической Йоги [согласно «Йога-сутрам» Патанджали]

Наш век Кали-юги, момент наступления которой подробно описан в знаменитом эпосе ведической культуры «МахаБхарате», налагает собственные объективные условия (оковы) на степень свободы любого практикующего, идущего классическим йогическим Путём, подробно описываемом в таких священных текстах, как: «Гхеранда-самхита», «Хатха-йога прадипика» и «Йога-сутры» Патанджали. В данных наиболее авторитетных первоисточниках Йоги подробно изложен восьмиричный (восьмизвенный) Путь реализации абсолютной (экзистенциальной) Свободы.


8 СТУПЕНЕЙ ЙОГИ

Краткое описание восьмизвенного пути классической Йоги [согласно «Йога-сутрам» Патанджали]


  • {1} ЯМА

Обет по отношению ко Внешнему Миру. Мудрец Патанджали выделяет 5 главных обетов: ахимса [ненасилие], сатья [правдивость], астея [нестяжательство], брахмачарья [контроль чувственных удовольствий], апариграха [непривязанность к чему-либо / к кому-либо]. Их более подробное описание >>> в данном инфо-блоке.


  • {2} НИЯМА

Обет по отношению ко Внутреннему Миру. Мудрец Патанджали выделяет 5 главных обетов: шауча [внутренняя и внешняя чистота], сантоша [полная удовлетворённость жизнью], тапасья [аскеза, самоограничение, самодисциплина], свадхьяя [самопознание и самообразование], ишвара пранидхана [служение всеобщему Благу, посвящение своих личных заслуг Всевышнему]. Их более подробное описание >>> в данного инфо-блоке.


  • {3} АСАНА

Устойчивая и удобная поза. В контексте «Йога-сутр» Патанджали под асаной подразумевается медитативная поза, в которой йог/йогиня может практиковать все последующие ступени Йоги.

 

Хатха-йога помогает качественно раскрепостить и равномерно укрепить всё наше тело >>> словом всесторонне подготовить все необходимые мышцы, суставы, опорно-двигательный каркас к полноценной практике в медитативной позе!


  • {4} ПРАНАЯМА

Контроль деятельности Сознания и жизненной Силы посредством управления процессом Дыхания. Сама эта возможность обусловлена глубинной психофизиологической связью между:

 

  • >1) деятельностью Ума [многоэтажность ума/эмоций, поведенческие факторы умонастроения]

~и~

  • >2) рисунком Дыхания [рельеф, характеристика и длительность во времени процесса каждого вдоха и каждого выдоха].

 

Говоря по-простому ... необходимо научиться произвольному управлению, (безопасно) замедляя ритм дыхательных циклов (в том числе и в обычной повседневной жизни), в числе прочего грамотно обучившись задерживать дыхание на длительные периоды времени, позволяя таким образом своему организму естественно и поэтапно перестроить весь психофизиологический метаболизм к новым условиям жизнедеятельности.

 

Дело в том, что дыхание — это единственное, что связывает Сознание [в экзистенциальном смысле] со Внешним Миром, т.е. колебания Ума происходят исключительно и только пока мы дышим. И чем более (за)медленно и глубоко будет становиться процесс нашего дыхания — тем более спокойно, гармонично и подконтрольно [нашему же произвольному вниманию] будет наше умонастроение [то есть наш Ум]. А так как Ум и является основным препятствием к нашей полной Осознанности {как бы странно это ни звучало}, необходимо его обуздать. И наилучшим инструментом было/есть/будет именно Дыхание.


  • {5} ПРАТЬЯХАРА

Йога Внешняя и Йога Внутренняя

 

Выше перечисленные четыре этапа классической Йоги считаются внешними. Лишь при качественном их освоении Практик получает возможность двигаться дальше >>> к четырём внутренним ступеням классической Йоги, первой из которых и является Пратьяхара.

Итак, первой ступенью Внутреннего пути классической Йоги является Пратьяхара.

 

Пратьяхара[транслит. с санскрита: pratyahara - отбрасывание, уклонение от конкретного объекта мысли, абстрагирование] — практика контроля над органами чувств (5) и органами действий (5), благодаря которой они не входят в контакт с какими-либо (внешними) объектами и следуют изначальной природе Ума.

 

Один из мощных практиков современности, Владимир Антонов, в своей книге «Экология человека» говорит следующее:

  • «Пратьяхара — это ступень, на которой адепт учится управлять «щупальцами» Сознания (индриями)».

Для чего же нужен такой контроль?

 

Как бы банально это ни звучало, но человек, как правило, проживает (а точнее будет сказать спускает) свой жизненный лимит либо мечтами/надеждами/ожиданиями о Будущем, либо рефлексией о Прошлом, на самом деле полностью отсутствуя в экзистенциальном Настоящем... Это вовсе не означает, что не стоит планировать своё будущее, или же забыть собственное прошлое — речь именно о базовом психоэмоциональном реагировании, на которое человек (мужчина/женщина) неосознанно тратят почти ВСЕ имеющиеся свободные ресурсы своего организма.

 

Великий индийский философ Веданты и Йоги, выдающийся общественный деятель, один из 12 учеников самого́ шри́ Рамакри́шны (в т.ч. основатель «Ордена Рамакришны» и «Миссии Рамакришны»), масон, Сва́ми Вивекана́нда, сравнивал Ум с разбушевавшейся притом пьяной обезьяной, вдобавок ко всему ещё и укушенной скорпионом:

  • «Изначально неспокойный Ум неистовствует, когда он напоён вином желаний. Он впадает в гордыню, когда его жалит скорпион ревности к успехам других».

 

Это мешает осознаванию Истинных ценностей и целей в жизни — того, что делает нас по-настоящему счастливыми и свободными... К тому же, при современном жизненном ритме/укладе, мы бессознательно считываем, увы, массу ненужной информации. Она никуда не девается и копится на Подсознании, оперируется Сверхсознанием, постепенно заполняя все уровни нашего Сознания, а Ум как раз её и обрабатывает в режиме 24/7 (информационно и эмоционально). Этот неконтролируемый "шум" неизбежно мешает нам замечать происходящее в реальном времени...

А при чём тут вообще Реинкарнация?..

 

Для овладевшего Пратьяхарой физическая (и любая иная) боль, жар и холод, жажда и голод уже не властны...

 

Не менее примечательно, что успех этого уровня практик зависит от силы и глубины опыта (наработок) в Ваших прошлых жизнях. Так что по сути своей Путь Йоги — это в наибольшей степени воспоминание, нежели чем изучение с нуля.

 

Как говорит известный в России (и в ряде других странах мира) Учитель Йоги, проповедник Ведического образа жизни, основатель клуба здравого образа жизни «OUM.RU» А.Н.Верба:

  • «Правда пугает трусливых и вдохновляет смелых».

Аксио́ма: продвижение в Йоге бывает только снизу вверх — лёгких путей НЕ существует!

 

Не стоит поддаваться льстивым обещаниям некоторых недобросовестных, но "именитых" горе-учителей, пропагандирующих собственные "новаторские" стили/направления, выдавая их при этом за аутентичную Йогу, утверждая будто они могут гарантировать Ваш успех с точки зрения законов Кармы [закон причинно-следственных связей]. В лучшем случае Вы лишь потеряете время, силы и деньги, а в худшем — останетесь должниками на следующие жизни/перерождения.

 

Итак, вкратце говоря, в данной Практике тренируется прекращение/растворение мыслей и эмоций. Это позволяет высвободить невероятно огромную массу психической (и не только) энергии, устремив её к Высшим целям (рекомендовано).

 

  • «Подобно тому как черепаха втягивает свои члены внутрь своего панциря, аналогично и Йог должен устранять чувства внутри себя».

«Горакша-Паддхати»


  • {6} ДХАРАНА

Обратимся к словам великого йогина современности, отлично известного западному сообществу, а именно — Б.К.С.Айенгару, который как раз и подчёркивал важность обуздания Ума с точки зрения продвижения на Пути. В своей книге «Йога Дипика» [или «Прояснение Йоги»] он писал так:

 

  • «Когда тело закалено асанами, ум очищен огнём пранаямы, а чувства обузданы пратьяхарой, садхака [ученик] достигает шестой ступени Йоги, называемой дхарана. Здесь он/она сосредотачивается целиком на единственном объекте или задаче, в которую погружается полностью. Чтобы достичь этого состояния полного погружения, Ум должен быть успокоен».

  • {7} ДХЬИАНА
  • «Сделав Атман подобным нижней части арани [древо для добывания жертвенного огня], а пранаву [священный слог ОМ] — верхней части арани, тайно узреешь ты Бога путём трения, которое являет собою дхьиана [медитация]».

«Дхьянабинду-упанишада»


  • {8} САМАДХИ
  • «Желание, с которым человек вступает в медитацию, играет роль ключевого фактора. Глупец, засыпая, пробуждается глупцом. Но если человек погружается в медитацию с единственным желанием Просветления, то он/она выходит из медитации Мудрецом».

Свами Рама, «Жизнь среди гималайских йогов: духовные опыты»



В описываемой в них классической йогической системе исключительно важное и решающее значение отведено двум первым ступеням — фундаментальным этико-нравственным принципам руководства и поведения практикующего, а именно — ЯМА [гармония внешняя] и НИЯМА [гармония внутренняя]. Кроме того — предполагается, что практикующий не станет и пытаться освоить последующие ступени, в достаточной степени не утвердившись в первых двух...


Однако необходимо учитывать то крайне важное обстоятельство, что данный подход идеалистичен и его реализация в полной мере (по всем канонам) была возможна лишь в прошлые эпохи — т.е. не в наш век Кали. А потому применение классической восьмиричной системы Йоги в нынешнюю эпоху целесообразно в комбинированном — комплексном варианте.